Выступление президента РАН А. М. Сергеева на 430-м пленарном заседании СФ

05.03.2018
Стенограмма
                                                 Уважаемые члены Совета Федерации, продолжаем работу.
Далее у нас в повестке традиционная рубрика "время эксперта". Сегодня перед нами выступит президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев. И сразу хочу поблагодарить Александра Михайловича за согласие выступить в Совете Федерации.

Александр Михайлович Сергеев – специалист в области лазерной техники, физики плазмы и биофотоники, автор более 350 научных работ. Под его руководством создан самый мощный в России, один из наиболее мощных в мире лазерный комплекс, разработаны новые способы применения сверхкороткого излучения для использования в медицине, а также обработки материалов.

В 1977 году Александр Михайлович окончил Горьковский государственный университет имени Н.И. Лобачевского по специальности "радиофизика". После окончания университета был принят стажером-исследователем в Институт прикладной физики Академии наук СССР. В 2000 году защитил докторскую диссертацию.

С 2001 по 2015 год занимал должность заместителя директора по научной работе, в 2015 году стал директором этого института.
В октябре 2016 года Александр Михайлович избран действительным членом Российской академии наук, в сентябре 2017 года избран президентом Российской академии наук.

Коллеги, вы все помните, что эти выборы были абсолютно свободными, конкурентными и Александр Михайлович победил в этой конкурентной борьбе. Александр Михайлович является лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, награжден орденом Почета.

Коллеги, я приглашаю Александра Михайловича на трибуну.
Пожалуйста, Вам предоставляется слово.

А.М. Сергеев, президент Российской академии наук.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу поблагодарить за возможность выступить здесь в рамках рубрики "время эксперта". Но я должен сказать, что я не буду говорить о своей научной деятельности, а расскажу все-таки о том, что сейчас больше всего меня и нас, то есть руководство академии наук, волнует в плане актуализации деятельности Российской академии наук.

Мы все с вами помним и знаем, что современная история Российской академии наук в той форме, в которой она сейчас существует (именно федерального бюджетного учреждения), началась в 2013 году, когда был принят федеральный закон № 253, который существенным образом реформировал Российскую академию наук и фактически отделил академию наук от академических институтов.

Прошло больше четырех лет с момента принятия этого закона, и мы сейчас видим, что ситуация начинает существенным образом меняться и, что очень важно, по-видимому, приходит понимание и на всех уровнях государственной власти, и в академии наук, и в академических институтах того, что нужно сейчас предпринять серьезные шаги, для того чтобы поднять роль Российской академии наук, поднять роль российской науки. И в этой связи я хотел бы поделиться с вами своими соображениями и рассказать о тех усилиях, которые мы сейчас прикладываем в этом направлении.

Наверное, я начну с того, что вчера у меня была интересная встреча. Ко мне приехал мой коллега, президент Академии наук Латвии, и мы сначала коротко обменялись с ним сведениями о том, что представляет собой Российская академия наук сегодня и что представляет собой Академия наук Латвии. Я ему рассказал о наших процессах, спросил, как у них дела. Он сказал: "Александр Михайлович, ведь Вы знаете, то, что в 2013 году случилось с Российской академией наук, с латвийской академией наук случилось в 1992 году". И дальше, когда он мне стал рассказывать о том, что представляет собой сейчас латвийская академия наук, мне, в общем, по большому счету, было очень жаль именно того, что из-за лишения академии наук реальных задач по организации науки, координации науки, прогнозированию научно-технологического развития страны, по существу, сейчас латвийская наука представляет собой деятельность некоторого количества институтов, которые находятся в составе университетов, в основном работают на освоение европейских грантов. И такой политики на будущее, консолидирующей политики, по-видимому, в стране нет.

Очень хорошо, что мы понимаем, что мы в нашей стране таким путем не пойдем, и мы действительно должны сейчас существенно актуализировать деятельность Российской академии наук. Актуализация этой деятельности прекрасно понимается Президентом Российской Федерации. И я должен сказать, что одним из моих совершенно неожиданных впечатлений было то, что во время нашей встречи после того, как меня выбрали президентом академии наук, Владимир Владимирович предложил Российской академии наук возглавить деятельность по координации реализации Стратегии научно-технологического развития страны.

Это очень важное поручение, потому что мы с вами знаем, что в 2016 году была принята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Стратегия – новая, основывается совсем на других подходах по сравнению с теми, которые существовали раньше. И во главу угла этой стратегии ставится то, что мы выстраиваем научно-технологическую деятельность страны в направлении ответов на большие вызовы, которые стоят перед страной.

Перечень больших вызовов (это, конечно, не только вызовы, возникшие в связи с нашей ситуацией, есть вызовы и общемирового плана, но тем не менее наиболее существенные для нашей страны) – это семь вызовов. Это вопросы, связанные с переходом к цифровой экономике, персонализированной медицине, эффективному сельскому хозяйству, эффективной энергетике, вопросы, связанные с обеспечением безопасности, вопросы, связанные с тем, чтобы мы умели прогнозировать вызовы, которые могут возникнуть перед страной.

И по этим семи основным направлениям сейчас создаются межведомственные советы, которые и будут представлять те основные программы, проекты, направления стратегические, которыми страна должна руководствоваться в плане ответа на эти вызовы. Причем цель ставится, если хотите, от потребителя. То есть, ставится задача: что нужно для страны в данном направлении, скажем, к 2025 году или к 2030 году. И тогда советы должны определить, есть ли у нас компетенции, есть ли у нас кадры, есть ли у нас ресурсы, для того чтобы с этой задачей справиться. Если есть, то эта задача ставится в повестку дня и отправляется дальше на рассмотрение в координационный совет, в координационный совет стратегии. Это совет, который находится над советами межведомственными, это тот совет, который Владимир Владимирович поручил координировать Российской академии наук.

Это очень важная функция, потому что мы видим, что здесь достигается основная задача, которая есть перед таким интеллектуальным штабом страны, – разработка стратегии движения в научно-технологической области, это как раз она и есть. И этот момент является одним из основных тех корректировок к федеральному закону № 253, которые Президент страны внес несколько дней назад в Государственную Думу.

Если вы посмотрите, то в числе задач академии наук появляется очень важный (я бы сказал, основной) пункт – прогнозирование стратегии научно-технологического и социально-экономического развития страны. Это очень большое доверие. Наверное, можно было бы спросить: а что, раньше этого не было? Нет, этого не было. По существу, единственной функцией, которая была с 2013 года у академии наук, была функция экспертная. Так вот, теперь нашей основной функцией становится прогнозирование в стратегии научно-технологического и социально-экономического развития страны. Ясно, что это очень важная задача, это большое доверие. И для того, чтобы это случилось, конечно, у академии наук должны появиться и соответствующие инструменты, чтобы мы это могли делать.

Важный инструмент, который у нас появляется, – это то, что теперь академия наук может вносить свои предложения стратегического характера, предложения по вопросам законодательства в органы государственной власти. Этого тоже не было, потому что то, что есть в нашем уставе, и наше взаимодействие с органами государственной власти – это взаимодействие чисто информационное. Сейчас у нас появляется инструмент, в соответствии с которым мы наши наработки, наши предложения, программы можем выносить на уровень государственной власти. Это действительно важнейший элемент.

Следующий вопрос актуализации состоит в том, что мы получаем возможность, если говорить о фундаментальных исследованиях, не только в целом разрабатывать государственную программу фундаментальных исследований в стране, но и организовывать ее выполнение. Здесь важным является то, что мы, по существу, становимся заказчиками работ в области фундаментальных исследований и для наших академических институтов, и, вообще говоря, для системы высшего образования, и для других организаций, в которых есть научная деятельность, если это деятельность в фундаментальном таком отношении.

Функция заказчика действительно для нас является очень важной. Почему? Посмотрите: ведь Российская академия наук и Академия наук Советского Союза работали вместе с институтами, и вопрос о том, кто голова, а кто заказчик, кто исполнитель, решался автоматически. Именно эта система, которая была создана в советские годы, в общем-то, и привела к тому, что Российская академия наук играла важнейшую роль в жизни страны. Именно система совместного существования академии с институтами! Потому что те решения стратегического характера в науке, которые принимались в Российской академии наук, автоматически доносились до институтов, потому что это было единое целое.

После того как произошло разделение и институты ушли в Федеральное агентство научных организаций, эта связь была нарушена. И этот момент разрезания очень чувствителен для нас до сих пор. Многие члены Российской академии наук не понимают: ну а в чем сейчас, собственно, заключается деятельность? Академия наук может что-то предложить, прекрасную концепцию, какую-то стратегию, но планирование деятельности академических институтов идет по-другому, оно, по существу, не связано с деятельностью Российской академии наук. Институты сами порой даже по экстраполяции предлагают то, чем они будут заниматься. На наш взгляд, это неправильно. И то, что сейчас к нам возвращается такая функция заказчика задач для академических институтов, – я считаю, это очень-очень важно. Это второй момент тех полномочий, которые Президент страны сейчас предлагает дать Российской академии наук.

Третий момент актуализации (особо хотел бы на нем остановиться) – это то, что впервые в закон о деятельности академии наук внесен пункт о том, что академия наук фактически должна будет играть важную роль в плане возобновления научно-технического задела в обороне и безопасности. Этого тоже не было, хотя, по большому счету, наверное, если подумать, это очень странно, потому что ведь те великие достижения, которыми славилась Российская академия наук, как раз были связаны именно с постановкой задач и участием в реализации крупных проектов, связанных с обороной и безопасностью страны. Это исчезло в 2013 году, к сожалению, и сейчас это возвращается. Это непростой организационный вопрос.

Дело в том, что, ощущая сильную недовостребованность в этом вопросе, и как Российская академия наук, и как организация, связанная с академическим сектором науки, мы действительно пока не очень видим инструменты, с помощью которых мы можем наполнить эту деятельность.
Государственная программа фундаментальных исследований – принципиально гражданская программа, поэтому Федеральное агентство научных организаций занимается принципиально гражданскими задачами, не связанными с двойными технологиями, тем более с вопросами, впрямую связанными с обороной и безопасностью.

Конечно, академические институты участвуют в выполнении оборонных задач, но участвуют просто как институты, которые по прямым договорам с силовыми ведомствами выполняют те или иные ОКРы. Понимаете, у нас получается, что в "фундаменталке" нет оборонной части, прикладные работы финансируются в виде ОКРов. Вот этой сердцевины, основной, нужной для возобновления научно-технического задела, нет, ее никто не финансирует.

Давайте я приведу такой пример. Физики предложили новый метод определения концентрации "чужих" молекул газа в воздухе с высочайшей точностью. Сейчас можно на 1012 молекул воздуха найти одну "чужую" молекулу, которая может быть опасной молекулой. Если этот новый метод предложить для поиска, скажем, опасных веществ (взрывчатых и других), то это может быть прекрасная разработка для военно-промышленного комплекса.

Но вот эта часть, поисковая… А поисковая часть заключается в том, что вы должны взять результат фундаментальных исследований и доказать, что он конкретно прилагается к данной ситуации, то есть вы можете видеть какие-то молекулы, но, может быть, это не те молекулы, которые нужны для обнаружения взрывчатых веществ. Вот эта часть – поисковая, это часть поисковая, где, казалось бы, кончились интересы фундаментальной науки, но она еще не совсем прикладная, вы не можете сказать, что у меня есть прибор, который, военные, коллеги из ФСБ, пожалуйста, берите и используйте. Вот эта часть у нас не финансируется, хотя все прекрасно понимают, что уж по крайней мере 1 процент государственной программы вооружения должен тратиться на то, чтобы нам научно-технический задел возобновлять. Нет механизмов никаких.

На одной из встреч с Владимиром Владимировичем я говорил об этом и оставил соответствующую просьбу. Я вижу, что сейчас такое поручение формулируется, и очень важно, что сейчас законодательно к академии наук вернется возможность работать в этой сфере. И я думаю, что и какие-то механизмы потом появятся, для того чтобы мы могли эти работы не только ставить, координировать, но и прямо в них участвовать.
Четвертый момент актуализации (очень важный для нас и для страны в настоящее время) – это то, что у академии наук в соответствии с предложениями, внесенными Президентом, появляется большой объем полномочий и ответственности, связанных с международной научно-технической деятельностью.

Почему это важно? Мы с вами видим, что очень непростая геополитическая ситуация сейчас в мире и даже те традиционные послы мира, которые работали на разрядку, на сотрудничество, на дружбу (я имею в виду прежде всего спорт), по существу, прекращают в ряде серьезных ситуаций быть такими послами мира. Наука таким послом, безусловно, является и останется. И то, что сейчас у нас на самом высоком уровне понимают, что академия наук должна быть основной действующей силой в разработке и реализации этой научной дипломатии, – это факт, и это очень важно.

Коллеги, понимаете, наука по определению международна. Можно говорить о каких-то отдельных исключениях, связанных с вопросами сугубо национального характера (изучения языков, культуры и так далее), но если мы говорим о таких трендовых направлениях в научно-техническом прогрессе, которые связаны с естественными науками, с медицинскими науками, с сельскохозяйственными науками, то наука, безусловно, международна.

И мы видим, как во всем мире это обстоятельство существенно используется. Во-первых, понятно, что объединение усилий дает синергию в продукте исследований. Во-вторых, ситуация такая, что иногда только благодаря объединению ресурсов нескольких государств можно с какими-то задачами справиться. Фундаментальная наука становится все более и более дорогой. Когда вы идете все глубже и глубже в понимании материи, вы должны использовать все более и более изощренный инструментарий. Он дорогой, он становится все более дорогим. Страны объединяются, для того чтобы этот инструментарий разработать и получить.

Наконец, сейчас есть вызовы научно-технологические, которые едины или являются общими для многих стран. Это тоже предполагает объединение усилий. Это факт. И мы видим сильнейшую интернационализацию науки во всем мире. В Европе наука по существу стала интернациональной. И поэтому нам очень важно в этом направлении участвовать.
В чем проблема? Понимаете, ведь интернационализация науки… Хорошо, мы говорим и участвуем. Все говорят и участвуют. Но каждый же себе на уме, понимаете? Потому что вот эту интернационализацию каждое государство понимает таким образом, что надо в этом участвовать, безусловно, но нужно делать так, чтобы суммарный поток знаний и интеллекта в результате этой интернационализации шел все-таки в страну, а не из страны.

У нас ситуация противоположная сейчас. Мы с удовольствием принимаем участие в крупных международных проектах. В ЦЕРН сидит несколько сотен наших ученых. И понятно, что нужно существенным образом пересмотреть наше отношение к этой проблеме интернационализации. Нам нужно вести себя таким образом, чтобы мы в результате этого международного научно-технического обмена увеличивали суммарный интеллект нации, чтобы ехали к нам, а не от нас.

Вот как нас сделать интересными, для того чтобы не только молодежь не хотела уезжать, а чтобы и к нам с удовольствием ехали специалисты и ученые из других стран мира, – это важнейший вопрос сейчас. Потому что мы свой потенциал, свой интеллект сейчас истощаем за счет вот этой интернационализации.

Вопросам, связанным с международным научно-техническим сотрудничеством, была посвящена встреча в Новосибирске, это было заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. И сейчас сформулировано поручение по результатам этой встречи. И очень важно, что сейчас в те предложения, которые Президент внес в виде поправок к федеральному закону № 253, впервые вставлен целый блок о международной деятельности, которой академии наук поручено заниматься.

Академия наук теперь сама будет вести международные научные исследования, сама от имени государства заключать соглашения и будет основной при осуществлении международного научно-технического обмена. Это тоже очень и очень важно для нас. Таким образом, мы, надеюсь, получим после того, как этот законопроект будет рассмотрен и в Государственной Думе, и в вашей палате, дополнительные полномочия и ответственность и, таким образом, получим заведомо такой новый сильный импульс в развитии деятельности Российской академии наук.

Я бы хотел еще остановиться на том, что нам, Российской академии наук, очень важно было бы выстраивать продуктивные отношения с Советом Федерации. У нас есть много задач в науке, в организации науки в стране, созвучных с задачами, которые вы здесь ставите и решаете. Это региональная политика Российской академии наук. В результате таких трансформаций, которые произошли в новое, российское время с нашей наукой и в результате реформы 2013 года, мы в определенной степени потеряли такую сеть регионального влияния Российской академии наук. Мы ее очень хотим восстановить.

Как здесь можно было бы нам двигаться вместе? Прежде всего мы провели несколько встреч. И я очень благодарен Валентине Ивановне, она приняла меня, и мы где-то около часа обсуждали соответствующие вопросы, наметили какую-то программу деятельности, наметили то, что мы в ближайшее время проведем совместное заседание президиума Российской академии наук и Совета вашей палаты. Нам кажется, что есть несколько очень важных направлений, на которых мы могли сосредоточить усилия.
Во-первых, что касается стратегии страны…

Стратегия пространственного развития – это и ваша основная задача, и наша тоже. Поэтому мы в рамках стратегии научно-технологического развития (там есть вызов, связанный со связанностью пространства) сейчас начинаем обсуждение различных подходов, поиск проектов, которые помогли бы выстроить, представить эту стратегию пространственного развития страны, тем более что сейчас, по прошествии нескольких месяцев, в течение которых мы стали этот вопрос анализировать, мы действительно должны признаться, что не видим какой-то такой реальной стратегии, вплоть до того, что нет представления, скажем, о распределении производительных сил страны, не знаю, к 2025–2030 году. Это же очень серьезный вопрос. И конечно, такую стратегию надо выстраивать. Хотя я должен поделиться с вами своим очень сильным впечатлением, которое я получил во время посещения Гайдаровского форума.

Поскольку я новый человек в академии наук, меня попросили приехать и мне было интересно, я поехал на Гайдаровский форум (по-моему, месяца полтора назад он был) и как раз попал на секцию, посвященную государственному управлению, обсуждению вопросов стратегии. И, вы знаете, меня поразило то, что многие выступающие, в основном представители такого, либерального направления, действительно говорят, что стратегия, может, и не нужна. Научно-технологические уклады меняются настолько быстро в стране – зачем стратегия? Нужно просто уметь быстро таким образом маневрировать. И мне кажется, что это абсолютно неправильно.

Мы имеем пример Китая, который имеет стратегию развития страны, имеет стратегию развития страны, по-моему, до 2050 года. И в последние 25 лет, когда они сделали такой рывок, они не метались при изменении научно-технологического уклада туда-сюда, они четко шли в соответствии с этой стратегией и достигли результата. Поэтому это существеннейший вопрос такой стратегии – Стратегии пространственного развития нашей страны. (Микрофон отключен.)

Я сейчас заканчиваю. Председательствующий. Продлите время. Включите микрофон, пожалуйста.

А.М. Сергеев. Можно две минуты?

Председательствующий. Да, пожалуйста.

Включите микрофон, пожалуйста.

А.М. Сергеев. Спасибо.

Еще два направления, по которым нам хотелось бы получить возможность совместной работы с вами. Первое. Мы хотели бы восстановить в тех регионах, в которых руководители регионов этого желают, сеть представительств Российской академии наук. В соответствии с уставом мы это можем делать. У нас есть заявки от нескольких губернаторов, которые предлагают нам такие представительства организовать. Я хочу сказать, что это вовсе не в пику кому-то должно делаться. Просто, если посмотреть на те задачи, которые сейчас ставятся перед Российской академией наук, это не есть только задачи, связанные с взаимодействием с академическими институтами, это взаимодействие с университетами, с другими научными учреждениями, взаимодействие с бизнесом. Поэтому мы с удовольствием пойдем навстречу.

И второе. Мы хотели бы в том случае, если губернаторы этого желали бы, все-таки… Вы знаете, я не являюсь членом Правительства Российской Федерации, но мне предложено место. Я приезжаю, я участвую в обсуждениях, я могу вносить свои предложения. Вы знаете, мне кажется, было бы очень правильно, что в наукоориентированных регионах губернаторы тоже предложили бы такое место в правительстве для представителя Российской академии наук. Это было бы нам всем очень важно.

Это три таких направления. Мы будем в этих направлениях работать.
И я еще раз хочу поблагодарить Совет Федерации за то, что мне дали возможность здесь выступить, поделиться тем, что я сейчас считаю действительно очень актуальным в плане развития и Российской академии наук, и науки в целом. И я думаю, что мы, объединив наши усилия, можем добиться очень и очень многого в нашей стране. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо огромное. Александр Михайлович, побудьте пока. Я, прежде всего, хочу сказать, коллеги, что сегодня на выступлении президента академии наук присутствует представительная группа профессоров Российской академии наук, а также главный научный секретарь президиума Российской академии наук Николай Кузьмич Долгушкин.

Давайте их поприветствуем. (Аплодисменты.)
Также сегодня на нашем заседании присутствуют студенты Российского университета транспорта. Давайте также их поприветствуем. (Аплодисменты.)

И, уважаемый Александр Михайлович, я хочу Вас искренне поблагодарить за то, что Вы откликнулись на наше приглашение, прекрасно, блистательно выступили. Такой диалог нужен между академией наук и Федеральным Собранием, академией наук и Советом Федерации. Мы должны понимать ваши нужды, проблемы и реагировать на них адекватно, начиная с утверждения бюджета, принятия законов и так далее.
Второе. Нам очень приятно, что Вы обратили внимание на регионы и на взаимодействие Российской академии наук с регионами, потому что у нас в абсолютном большинстве регионов свой научный потенциал, свои возможности.

И Ваше предложение, я думаю, сенаторы услышали, и мы будем этому содействовать, чтобы были представительства Российской академии наук (там, где это оправданно, конечно) на уровне регионов.
Хочу еще раз подтвердить, что Совет Федерации готов к самому тесному сотрудничеству, понимая роль и значение Российской академии наук для развития нашей страны.

Хочу высказать свое мнение, я думаю, вы со мной согласитесь, что у Российской академии наук появился настоящий лидер. Тот факт, что Александр Михайлович в жесточайшей конкурентной борьбе, знаю, без какой-либо поддержки… Президент Российской Федерации, когда были выборы в академии, сказал: "Никому не вмешиваться, никому, ни одному чиновнику, ни министерству, никому, пусть сами академики решат, кто будет достоин". И Вы эту победу одержали.

И, второе, за очень короткое время, хотя время летит быстро, но все-таки за короткое, Вам уже много удалось сделать, достучаться, Вас услышали. И тот факт, что Президент 24 февраля внес в Государственную Думу проект закона, концептуального закона, принципиального закона, где отражены все Ваши идеи, мысли, предложения по повышению роли академии наук, по повышению ее роли в жизни страны, общества, влияния не только на фундаментальную науку, на развитие вообще науки, но и на стратегию развития страны. Сегодня очевидно, что без серьезной научной поддержки мы правильный курс никогда выбрать не сможем. В этом Ваша большая заслуга.

Так что еще раз Вас благодарю. И Совет Федерации точно всегда с Вами. Спасибо Вам огромное. (Аплодисменты.) Всего доброго! Спасибо большое.