С Днем знаний!

02.09.2019
Дорогие друзья!
Когда мы говорим об экономике знаний как залоге устойчивого развития, то вкладываем важный смысл в слово «знания». Без науки нет современных технологических укладов, но сама наука непредставима без притока новых поколений исследователей. «Нет ученых без учеников» — таков постулат академика Михаила Лаврентьева, образование — один из углов его гениального треугольника. Оно начинается с семьи, где ребенку прививают интерес к познанию мира, и продолжается в школе.
Дмитрий Менделеев писал: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Будущее России — это школьные классы и лаборатории, специализированное и дополнительное образование подростков, олимпиады и конкурсы. С этого года стартует новый проект по воспитанию учеников-исследователей — опорные школы РАН. Они создаются во всей России, включая все субъекты Сибирского макрорегиона, от Якутска до Омска. Новая форма следующей возрастной ступени — научно-образовательные центры, призванные связать высшее образование с научным и технологическим поиском. Уже принято решение о создании НОЦ в Тюмени и Кемерове, нацеленных на развитие специфичных для этих регионов нефтегазового и угольного комплексов, прорабатываются аналогичные проекты для других отраслей и территорий Сибири. Наконец, Сибирское отделение РАН годом раньше выполнило поручение президента России и совместно с органами власти подготовило План комплексного развития СО РАН и программу развития Новосибирского научного центра («Академгородок 2.0»), в которых фундаментальная роль отводится образованию и просвещению. Все эти научно-образовательные мегапроекты находятся одновременно в стадии и организации, и проектирования. Многое до конца не понятно и тем более не решено — конкретные формы участия Академии наук, ее членов и структур; роль органов государственной власти и бизнеса; сочетание планового бюджетного финансирования и привлечения дополнительных ресурсов; система управления, разграничение ответственности и так далее. Но наука, как и поэзия — всегда «езда в незнаемое». Мы открываем новые маршруты, на которых просматриваются только первые точки. Мы конструируем будущее России, Сибири и каждого из нас — будущее, построенное на исследованиях, разработках, непрерывном образовании.
С Днем знаний!

Председатель СО РАН, академик РАН В. Н. Пармон
Главный ученый секретарь СО РАН,
член-корреспондент РАН Д. М. Маркович