Документы

     

ФАНО РОССИИ

 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки    Бурятский научный центр Федеральное государственное бюджетное учреждение Сибирского отделения                          Российской академии наук

(БНЦ СО РАН)

ПРЕЗИДИУМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

07.09. 2015 г.    № 15501-99                                                      г.    Улан-Удэ      

О внесении изменений в состав  Президиума БНЦ СО РАН

В соответствии с решением Совета научной молодежи БНЦ СО РАН по избранию нового председателя (протокол заседания от 25.06.2015 г.) внести изменение в состав Президиума БНЦ СО РАН:

    1. Вывести из состава Президиума к.б.н. Игоря Викторовича Моролдоева;
    2. Ввести в состав Президиума к.и.н. Евгения Владимировича Нолева, председателя Совета научной молодежи БНЦ СО РАН.

Председатель Президиума чл.-к. РАН                                         Б.В.Базаров

_____________________________________________________________

О соглашении между Центральным научно-исследовательским и проектным институтом Минстроя РФ (ЦНИИП) и БНЦ СО РАН  о сотрудничестве и совместной деятельности

25 марта 2015 г. в г. Москве заключено соглашение между Центральным научно-исследовательским и проектным институтом Минстроя РФ (ЦНИИП) и БНЦ СО РАН о сотрудничестве и совместной деятельности.

Основные цели и задачи Соглашения:

  1. Сотрудничество в сфере градостроительного проектирования и безопасности на территории РФ, СНГ и Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), в том числе:

  • Исследования катастрофических эндогенных и экзогенных процессы, включая проблемы прогноза и снижения уровня негативных последствий таких процессов.

  • Содействие развитию профессионального экспертного сообщества России.

  1. Наиболее перспективными областями сотрудничества являются:

  • Выполнение совместных договоров по конкретным работам

  • Организация и деятельность научно-технического Экспертного совета

  • Развитие Технологической платформы «Технологии управления обустройством территории»

  • Формирование и развитие Межотраслевой системы оценки и сертификации квалификаций (МССК)

  • Создание и поддержание информационных фондов документов, материалов и иных сведений в формате единой информационной системы.

  • Международное и межрегиональное сотрудничество

  1. Стороны обязуются:

  • Проводить регулярные семинары-совещания, конференции, форумы, выставки.

  • Формировать, по мере необходимости, совместные рабочие органы (группы, комитеты, комиссии, советы)

 

Справка:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации, г. Москва ЦНИИП Минстроя России - это государственное проектное объединение пяти крупнейших институтов России, созданное на базе ЦНИИПа градостроительства, приказом Минстроя России от 17.06.2014г. № 300/пр. В институте активно проводятся научная и проектно-экспериментальная работа.  Проводятся исследования по выявлению закономерностей городского расселения, моделированию трудовых и культурно-бытовых передвижений на основе специальных обследований, применению математических методов в разработке генеральных планов городов, схем и проектов районной планировки, региональных схем расселения. Рассматриваются проблемы охраны окружающей природной и историко-культурной среды, микроклиматических условий, использования нарушенных территорий и др. Самостоятельными направлениями исследований стали урбоэкология, урбосоциология, урбоинформатика. Все это позволило выйти на новый методический уровень, отражающий системное понимание градостроительных задач на основе изучения реальных процессов. В институте осуществляется подготовка научных кадров в аспирантуре, проводятся курсы повышения квалификации специалистов и управленцев-градостроителей. 
Осуществляется проведение вневедомственной экспертизы документов территориального планирования и негосударственная экспертиза проектной документации.

                                                              

 _________________________________________________________________                                              

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  НАУКИ

БУРЯТСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ПРЕЗИДИУМ

 

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е  № 15501-71

 «11» июля  2014 г.,  г Улан-Удэ                                                                             

"Об управлении правами на результаты интеллектуальной деятельности в БНЦ СО РАН"

 

 

 

                В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 12 апреля 2013 года «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» в целях учета сведений об охраноспособных результатах интеллектуальной деятельности, защиты и использования выявленных результатов интеллектуальной деятельности:

1.       Утвердить Положение по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в БНЦ СО РАН.

 2. Права и обязанности должностного лица, ответственного за эффективное функционирование системы управления правами на РИД и реализацию Положения по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в БНЦ СО РАН возложить на юрисконсульта Научно-инновационного отдела БНЦ СО РАН Мордвина Виталия Александровича.

 

И.о. Председателя Президиума, к.и.н.                                                                                       Г.Д.Базарова

                                                                                                Приложение

 Утверждено распоряжением Президиума  БНЦ СО РАН 

№ 155501-71 от «11» июля 2014 г.

                                                                                            

ПОЛОЖЕНИЕ

по управлению правами на результаты интеллектуальной

деятельности в БНЦ СО РАН

 I. Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях повышения конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития БНЦ СО РАН (далее – Центр), реализации целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее – права на РИД).

В настоящем Положении под управлением правами на РИД в Центре понимается, в том числе деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны РИД, постановке исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет, инвентаризации и коммерциализации РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также контролю за отсутствием нарушений Центром прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД.

Управление правами на РИД следует рассматривать как часть деятельности Центра, в том числе в области инновационного и технологического развития, а также как часть программ инновационного развития, которая осуществляется в целях повышения их эффективности и достижения целевых показателей.

Для реализации настоящего положения Центра принимает план мероприятий по управлению правами на РИД (далее – План) с учетом утвержденной программы инновационного развития.

Система управления правами на РИД Центра должна обеспечить выполнение, в том числе следующих задач (функций):

- содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, в том числе путем нормативно-методического, информационно-аналитического обеспечения указанной деятельности, в том числе при осуществлении функций заказчика научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее – НИОКР) Центра;

- обеспечение правовой охраны РИД, в том числе выявление потенциально охраноспособных РИД, осуществление соответствующих процедур по обеспечению правовой охраны, поддержанию охранных документов в силе, а также организация учета прав на РИД;

- коммерциализация прав на РИД, в том числе определение перспективных направлений и рынков;

- предотвращение нарушения прав на РИД Центра, а также Центром прав на РИД третьих лиц.

Для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на РИД Центром предусматривается:

организационная структура управления правами на РИД путем создания внутреннего подразделения;

способы стимулирования персонала;

обеспечение финансирования системы управления правами на РИД;

мониторинг эффективности системы управления правами на РИД.

В целях обеспечения эффективного исполнения настоящего положения в Центре разрабатывают и утверждают локальные нормативные акты (в том числе положений о подразделениях Центра, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД), устанавливающие необходимый и достаточный уровень регламентации деятельности в области управления правами на РИД.

Должностным лицом Центра, ответственным за эффективное функционирование системы управления правами на РИД, реализацию настоящего Положения и Плана является юрисконсульт Научно-инновационного отдела БНЦ СО РАН.

 II. Анализ конъюнктуры рынка и особенности функционирования Центра

Основные направления анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Центра:

а) исследование рынка поставщиков и потребителей продукции, работ, услуг Центра, деятельности компаний-конкурентов с целью определения существующего спроса и предложения на продукцию, работы, услуги, перспективных направлений проведения НИОКР с учетом особенностей деятельности Центра, с целью определения перспектив коммерциализации РИД Центра;

б) анализ существующих в Центра процессов управления правами на РИД, в том числе линейных, функциональных связей, процессов принятия решений по созданию, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации и защите исключительных прав, анализ состояния изобретательской и патентно-лицензионной деятельности, проведение инвентаризации прав на РИД Центра, анализ трудовых ресурсов, осуществляющих деятельность по управлению правами на РИД, включая функционал и квалификацию соответствующих работников;

в) анализ существующей системы регламентирования отношений между авторами РИД и Центром, исполнителями НИОКР и Центра, в том числе по вопросам распределения и закрепления прав на РИД, мотивации и вознаграждения авторов, обеспечения режима коммерческой тайны в отношении РИД, созданной в рамках выполнения служебных обязанностей, повышения квалификации работников, участвующих в процессе создания и коммерциализации РИД;

г) анализ финансирования деятельности по управлению правами на РИД, в том числе определение источников, объема и направлений финансирования указанной деятельности, анализ системы планирования доходов и расходов, определение направлений оптимизации расходов;

д) анализ локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по управлению правами на РИД в Центре, в том числе о порядке стимулирования авторов РИД, об организации изобретательской деятельности, об организации коммерциализации РИД, об обеспечении коммерческой тайны, о взаимодействии со сторонними организациями по вопросам создания РИД и управления правами на РИД.

III. Реализация задач (функций) в сфере управления правами на РИД

При реализации задач (функций) в сфере управления правами на РИД Центр проводит следующие мероприятия:

а) в рамках деятельности по содействию созданию, выявлению РИД:

- определяет направления интеграции системы управления правами на РИД и имеющихся в Центре подходов к созданию, выявлению РИД с учетом возможности выбора Центром различных способов их получения (собственные разработки, выполнение НИОКР по государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с государственным или муниципальным заданием, размещение заказов в других организациях или приобретение исключительных прав или прав на использование РИД);

- проводит анализ целесообразности и возможности финансирования собственных исследований, при выполнении которых возможно создание РИД, и наличия необходимого кадрового потенциала в Центре, а также перспектив выполнения НИОКР;

- осуществляет регулярное проведение патентно-информационных исследований, в том числе построение патентных ландшафтов в сфере деятельности Центра, в том числе мониторинг объемов и динамики, охраняемых  РИД (прежде всего патентных заявок и патентов) компаний-конкурентов, как в Российской Федерации, так и в странах, являющихся важнейшими производителями аналогичной продукции или текущими и перспективными рынками Центра;

- определяет направления использования РИД, возможности проведения дополнительных исследований в целях создания решений, необходимых для внедрения уже имеющихся РИД;

- осуществляет мониторинг внешней среды с целью выявления перспективных для Центра РИД и получения прав на РИД, использование которых в деятельности Центра целесообразно, в том числе в отношении РИД, созданных в рамках государственных заказов, по которым государственными заказчиками принято решение об отчуждении исключительных прав и (или) предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на РИД;

- взаимодействует с третьими лицами по вопросам приобретения/ отчуждения прав на РИД, заключения соглашений по использованию РИД, в том числе лицензионных.

б) в рамках обеспечения правовой охраны РИД:

- анализирует целесообразность предоставления правовой охраны РИД, определяемую, в том числе с учетом:

-наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе;

-востребованности РИД на рынке, в том числе за рубежом, потенциальных направлений коммерциализации РИД и его особенностей, закрепления за Центром исключительных прав на перспективные технические (технологические) решения;

- ограничивает доступ к информации о РИД и не допускает ее разглашения или опубликования до проведения анализа коммерческой ценности РИД и принятия решения о форме запрашиваемой правовой охраны. В случае принятия решения о патентовании режим коммерческой тайны устанавливается для информации о РИД до публикации заявки;

- определяет порядок уведомления автором соответствующего подразделения Центра (уполномоченных должностных лиц) о созданных потенциально охраноспособных РИД;

- рассматривает особенности процедуры оформления прав на РИД и возможные сроки предоставления правовой охраны, наличие альтернативных способов охраны РИД и достигаемую каждым из них степень охраны РИД, в том числе возможность пресекать нарушения исключительных прав;

- выбирает оптимальный вариант охраны РИД, в том числе с учетом конкурентной среды и необходимости обеспечения комплексного подхода к правовой охране РИД, обеспечивает подготовку и подачу заявок на выдачу патентов на РИД, способные к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, их сопровождение, введение режима коммерческой тайны и другое;

- обеспечивает учет исключительных прав на РИД Центра (в том числе прав на РИД, приобретенных у сторонних организаций; государственный учет результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета), в том числе бухгалтерский, актуализацию учетных данных, а также взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ведения реестров прав на РИД  в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

в) в рамках реализации мероприятий по коммерциализации РИД:

- определяет возможные эффекты от коммерциализации РИД с учетом приоритетов Центром на рынке и с учетом возможности:

-расширения существующего рынка, выхода на новые для Центра рынки или создания нового рынка;

-реализации разработок путем продажи лицензий или отчуждения прав на РИД;

- определяет возможные механизмы коммерциализации создаваемых или приобретаемых прав на РИД, к которым могут быть отнесены следующие:

-применение РИД в собственном производстве;

-осуществление с другими компаниями, в том числе конкурентами, кросс-лицензирования для получения легитимного доступа продуктов и технологий Центра на существующие и новые рынки, технологического встраивания в существующие отраслевые цепочки создания продуктов;

-заключение лицензированных договоров или отчуждение исключительных прав на РИД;

-внесение исключительных  прав на РИД в уставные капиталы малых инновационных предприятий создаваемых в соответствии с действующим законодательством, реализующих соответствующий проект, в том числе с привлечением средств соинвесторов;

- размещает в информационных источниках сведения о РИД Центра, по которым Центр готов заключить лицензионные соглашения, договора об отчуждении прав.

г) в рамках защиты исключительных прав на РИД:

- осуществляет регулярное проведение мониторинга реализуемой третьими лицами продукции (оказываемыми услугами, выполняемыми работами), который позволяет выявить нарушение исключительных прав на РИД Центра, в том числе путем анализа разработок основных конкурентов, продукции, представляемой на соответствующих выставках;

- обеспечивает принятие своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД Центра;

- проводит проверку патентной чистоты производимой и/или реализуемой Центром продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в целях недопущения нарушения Центром прав третьих лиц;

- обеспечивает защиту прав на РИД Центра, в том числе в административном, досудебном и судебном порядке, с привлечением, в случае необходимости, экспертов, иных заинтересованных лиц.

 IV. Структура управления правами на РИД

Распределение полномочий и функций по управлению правами на РИД, осуществляется с учетом специфики деятельности Центра, объемов деятельности, связанной с управлением правами на РИД, требуемой для осуществления указанной деятельности.

В целях обеспечения построения эффективной системы управления правами на РИД в Центре функции в указанной сфере закрепляются за  юрисконсультом научно-инновационного отдела БНЦ СО РАН, наделенного полномочиями по координации и контролю в соответствующей сфере, с учетом возможности при необходимости передачи ряда функций другим структурным подразделениям и (или) сторонним организациям, экспертам.

Достижение реализации всех функций (задач) системы управления интеллектуальной собственностью осуществляется, в том числе путем взаимодействия финансовых, юридических, технических, маркетинговых, кадровых служб с лицом, ответственным за формирование стратегической и инновационной политики Центра по вопросам управления правами на РИД Центра.

V. Управление персоналом

Центром реализуются следующие мероприятий, направленные на повышение эффективности управления персоналом:

- создание корпоративной культуры, поощряющей изобретательскую активность работников, в том числе периодическую организацию мероприятий, направленных на повышение мотивации работников в соответствующей сфере, путем проведения конкурсов, присуждения почетных званий, награждения грамотами и благодарностями;

- материальное стимулирование изобретательской активности работников, в том числе за участие в деятельности по созданию РИД и коммерциализации РИД, путем определения условий и порядка предоставления материального вознаграждения работникам, минимальных ставок вознаграждения и порядка его расчета в зависимости от сложности РИД, вклада работника в их создание и положительных эффектов, в том числе в части получаемых доходов, снижения издержек, которые достигаются путем использования прав на РИД;

- обучение работников Центра по профилю их деятельности, а также по программам и курсам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности;

- уточнение трудовых договоров с работниками либо заключение отдельных соглашений с ними в части регламентации вопросов, касающихся:

обеспечения режима коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью работника;

распределения и закрепления прав на РИД, созданных или доработанных работником в связи с выполнением служебных обязанностей (в том числе в соавторстве), включая основания, условия и порядок закрепления прав, недопущения нелегитимного использования прав на РИД работниками после увольнения из Центра;

вознаграждения за создание РИД в связи с выполнением служебных обязанностей, их использование в деятельности Центра.

VI. Финансовое обеспечение системы  управления правами на РИД

В целях обеспечения эффективной реализации разрабатываемых Центром предусмотрены подходы к финансовому обеспечению системы управления правами на РИД Центра, в рамках которых может быть предусмотрено следующее:

а) выделение при планировании бюджета Центра расходов на финансирование мероприятий по:

- созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению их правовой охраны, инвентаризации прав на РИД, поддержанию охранных документов в силе, коммерциализации РИД;

- мониторингу патентного ландшафта, выявлению новых перспективных направлений, по которым осуществляется технологически и коммерчески оправданная патентная активность;

- стимулированию изобретательской активности среди работников, а также повышению их квалификации и мотивации;

- созданию и поддержанию материально-технической и информационной базы, необходимой для управления правами на РИД;

б) использование различных источников финансирования, в том числе внешних (государственный заказ, венчурное финансирование, заемные средства, средства, выделяемые в рамках государственной поддержки проведения НИОКР), внутренних (собственные средства, в том числе средства специализированных фондов, прибыль);

в) определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей управления правами на РИД Центра.

VII. Мониторинг эффективности системы управления правами на РИД

Центром разрабатывается комплекс ключевых показателей эффективности (далее – КПЭ), включающий количественные и качественные показатели (среди которых: количество поданных заявок на получение охранных документов, в том числе за рубежом; количество полученных охранных документов, в том числе за рубежом; доля РИД, используемых в собственном производстве; число заключенных лицензионных договоров в отношение прав на РИД Центра; доля выручки от реализации продукции, при производстве которой применяются РИД Центра), и определяются их целевые значения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, позволяющие оценить эффективность реализации настоящего Положения, выполнения Плана, а также эффективности функционирования системы управления правами на РИД.

Периодичность проведения такого мониторинга - 1 раз в год.

На основе данных мониторинга с целью повышения эффективности деятельности по управлению правами на РИД Центра определяется необходимость корректировки созданной системы управления правами на РИД.