Сибирские ученые создали настольную игру по краеведению

18.10.2023

Исследователи из Байкальского института природопользования СО РАН и Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН придумали проект, который в игровой форме знакомит детей и взрослых с историей, природой, географией и достопримечательностями родного региона — Республики Бурятия.

«Идея возникла после того, как я узнал про существование игры “Географическое лото острова Сахалин”, созданной клубом “Бумеранг” и посвященной, как понятно из названия, именно этому субъекту РФ. Помнил я и про существование лото “Вокруг света”, оно выходило в 1970-е годы в СССР двумя тиражами, и подумал, почему бы не издать и свое, про Бурятию», — рассказывает научный сотрудник БИП СО РАН (Улан-Удэ) кандидат географических наук Эдуард Аюрович Батоцыренов. 

Игра «Таежная, озерная, степная» (это первая строка гимна республики), по словам создателей, задумана так, что в процессе участники знакомятся с самыми разными уникальными сведениями из области географии, истории, биологии и этнографии Бурятии, а также узнают интересные факты об озере Байкал. 

«Ход игры довольно простой, — объясняет старший научный сотрудник ИМТБ СО РАН (Улан-Удэ) кандидат исторических наук Евгений Владимирович Нолев. — Ведущий — им может быть учитель, ученый или один из ребят — поровну раздает всем остальным карточки с ответами. Вопросы разбиты на несколько тематических групп: гербы районов и населенных пунктов Бурятии; биоразнообразие; географические объекты; исследователи и знаменитые люди республики; явления природы; география в числах; этнография. Ведущий раскладывает перед собой “банк вопросов”, кладет их текстом вниз, перемешивает, а затем по очереди достает и зачитывает вслух. Игроки ищут на своих карточках правильный ответ, называют его, и если всё сходится, то ведущий отдает карточку с вопросом, которой нужно закрыть картинку. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на своих карточках (или по договоренности на одной)».

Материал ученые отбирали из личного опыта и багажа знаний по принципу: узнать объект и какой-то удивительный факт о нем. «В рамках полученного гранта Республики Бурятия мы написали для учителей методическое пособие, где в среднем на полстранички описывали проверенные сведения и свежие данные. Вопросов, конечно, можно было составить много, но остановились на 20 листах, на каждом по шесть пунктов», — говорит Эдуард Батоцыренов.

Он также акцентирует, что игра может быть мостиком к следующему важному шагу: изданию большим тиражом учебника по географии Бурятии для 8—9-х классов, ведь последний раз подобное пособие выходило в 1944 году, и его сведения, конечно, уже устарели. 

«Дети, как и все мы, любят играть, и в таком формате хорошо заходят новые знания, — отмечает Э. Батоцыренов. — Отзывы учителей самые положительные, но главным успехом я считаю то, что активисты на местах придумали свое географическое лото уже непосредственно про свой район».

Евгений Нолев называет цифры: к концу 2022 года уроками и внеклассными занятиями с применением географического лото «Таежная, озерная, степная» было охвачено более 12 000 школьников. Кроме того, ученые и специалисты-краеведы провели научно-методические семинары республиканского и муниципального уровня. «В мероприятиях, связанных с нашим проектом, поучаствовало много людей и организаций. Это позволило объединить усилия академических институтов, вузов, профильных министерств, общественных объединений, школ и музеев, направленных на развитие краеведения», — подытоживает Е. Нолев.

Источник «Наука в Сибири»